Таганай нас пропустил…

Таганай-2009… Вокруг была только красота – пусть дикая, вечная, безразличная к человеку, но не таившая угрозы. Алексей Иванов «Сердце Пармы»

Подготовку к походу на Таганай - в национальный природный парк на Южном Урале - мы начали задолго до намеченной даты. Вообще, идея сходить туда, да еще глубокой осенью, принадлежала Мохнаревой Юле, преподавателю музыки, такого достаточно мирного школьного предмета. Прошлым летом в поиске трудностей и экстрима она с единомышленниками – такими же переполненными адреналином товарищами – покорила байкальскую «жемчужину» - Шумак. Попали они туда после опубликованного в Интернете приглашения, не гарантировавшего здоровье и безопасность. Это последнее слово, наверное, и стало тогда решающим. Теперь проверенная и выжившая на Шумаке группа готовилась к Таганаю. В состав входили: омская подгруппа – к «шумаковским» добавилось еще 3 человека, убаюканных рассказами о прелестях «дикого» отдыха. Среди этих трех оказалась и я – тоже имеющая вполне мирную профессию и немалый уже для всяких «безумств» жизненный опыт. Следующая подгруппа – из Ульяновска – к 2-м «шумаковским» добавилась еще одна пара, достаточно профессиональные, как и их земляки, туристы, покорившие не одну российскую вершину. Еще было 2 туриста-любителя – Алексей и Андрей - из Новосибирска и Удмуртии, которые летом вместе с другими искали на Шумаке приключения.

Итак, мы готовились к Таганаю. В Парке Победы расставляли палатку, затапливали печь – на случай внезапной метели и трескучего мороза во время перехода. О Таганае ведь всякое говорили. В 2004 году, например, на ноябрьские праздники был мороз за 30 градусов. А приятельница рассказала, как еще в 1990-х годах ее сын с классом именно там обморозился на осенних каникулах. Потом в поезде жести добавили местные жители, понарассказавшие о «живых» камнях горы Круглицы, где сломано немало ребер и ног. Нас страстно предостерегали не лезть в это пекло. Но мы не испугались и продолжали готовиться. Омская подгруппа периодически тренировала мышцы на спусках-подъемах в Советском парке, оттачивая технику Nordic Wolking. Палками нас обеспечила Наталья Алексеевна, что очень облегчило задачу. Юля рассылала адреса, видеоролик с красотами этих гор, списывалась с приютами, обещавшими нас там встретить и разместить, обогреть и обобра…, пардон, подобрать в случае опасности. А я зачитывалась Алексеем Ивановым, современным уральским писателем, замечательно описывающем горы и природу уральского края начиная с XV века (смотрите эпиграф). Уж я-то про Урал поболее многих узнала.

04.11.2009 г. И вот мы на вокзале в Златоусте. Вновь, как тогда на Шумаке, сердце переполняет восторг от встречи и предстоящих приключений, мы пребываем в уверенности, что опять победим, преодолеем трудности и себя. По-другому не может и быть, ведь рядом такие надежные и верные попутчики – сильные, мудрые, красивые. Надо сказать, что Катя из Ульяновска уже была на Таганае и, естественно, неплохо знает его тропки, поэтому сомнения в необходимости профессионального проводника окончательно отпали – у нас появился свой сталкер.

Первый переход дался легко. Практически не было подъемов. Вековые пихты и пушистые снеговые лапы вызвали такой восторг, что некогда было думать о затекших от тяжелых рюкзаков плечах. Перекусили в процессе движения. Прикольно, черт возьми, есть на улице. Как в детстве, во время уличных баталий, когда нет времени отвлекаться на ерунду. На первом же привале – в приюте «Белый ключ» - Юля решила поменять маршрут и сводить нас прямо сейчас на Двуглавую Сопку. Благо, до нее рукой подать. Сопка производила впечатление несложной. Удивительным было то, что до половины она была зеленой, без инея, а сверху вся в кружевах. Очень хотелось потрогать эти кружева. Побросали рюкзаки и ринулись штурмовать вершину. Слова «ринулись» и «штурмовать» относились больше к новичкам (ну, сами знаете, о ком это я). А профессионалы неспеша, обходя скользкие камни и крутые места, начали подъем. Ну, что можно сказать? Было тяжеловато. Группа растянулась примерно на полчаса. Я была где-то в середине, практически не ощущая отдышки и тягот подъема. А получилось это у меня потому, что я пристроилась за Леной из Ульяновска, у которой был поразительный ритм восхождения – неспешный, ровный, без рывков и долгих передышек – самый приемлемый для меня. Потом я частенько шла рядом с ней, это помогло мне быстро привыкнуть к восхождениям, закалить мышцы и … полюбить горы, ведь рядом были мудрый человек.

Находясь в середине группы, мне удалось заглянуть в глаза первым и увидеть счастливые лица последних. И каких там только выражений не было! Общим было одно – улыбка. Я потом не один раз задавала этот вопрос – чему улыбаетесь, товарищи? А они отвечали, видела б ты свое лицо... И еще об одном. Там, наверху, было одно такое местечко. Бывалые говорят, что практически в любых горах есть такое узкое место, оно обязательно будет названо Ущельем Грешников. Сквозь него надо пройти и покаяться в своих грехах. Говорят, помогает. Несмотря на усталость, окружающую красоту, мы все ж вспомнили о бренности своего существования и походили туда-сюда сквозь ущелье, покаялись. Женька Шелепов там слегка подзадержался, так кое-как стащили его оттуда. Возникла мысль: «Это ж как надо было нагрешить в жизни, чтобы так долго каяться». Ну, он-то оправдался, мол, вид больно хорош, а у него фотоаппарат со множеством опций – надо же всякий ракурс испробовать.

Таганай - гремучий ключТаганай - гремучий ключ

До намеченного приюта «Гремучий ключ» оставалось 2-3 км. Катя повела нас нижней тропой, которая чуть длиннее, но и легче. Позже я поясню, почему на этом заострила внимание. А пока мы идем по легкой прямой тропе. После горы это приятно и закаленным, и новичкам. По сторонам, то тут, то там, среди леса выскакивают острые, как ножи, скалы. Иногда это происходит внезапно: только что ничего не было, и вдруг в 5-ти метрах высится она. Мои спутники называют их «столбами». О подобных скалах я читала у того же А.Иванова в романе «Вниз по реке теснин…». Только там они вырастали по берегам уральской реки Чусовой и назывались «бойцами». У каждого было свое название – Разбойник, Худой, Востренький, Яга. У каждого свой лик и своя легенда. Если б времени было побольше, можно было и нашим столбам имя дать, ведь природа так затейливо придала им индивидуальные черты – этот на кухонный нож похож, а этот - на кусок халвы, а вон тот – на кусок бекона. А может, это я проголодалась? Перед походом я честно предупреждала руководство – вынести могу все, кроме голода. Я, как Шариков, без пропитания не могу. Поэтому и примерещились халва с беконом.

Последние 500 метров, скажу честно, были тяжелыми. Во-первых, немного в гору, во-вторых, начал чувствоваться 25-килограммовый рюкзак, опять же голод. Идущей впереди Люсе Шмунк я периодически кричала, чтобы она сбавила темп. Она сбавляла и вновь прибавляла, в конце концов, я отстала. Что-то близкое к отчаянию шевельнулось внутри. Позже, уже перед отъездом, вспоминая 1-й день, мне сказали, что я была не одинока в своих чувствах. А тогда я почувствовала себя слабачкой. Это я еще нашего приюта не видела!

Смеркалось… Звучит как начало романа - моего романа с настоящим туризмом. Я уже стала догадываться, что слегка переоценила свои силы – никакая я не туристка, а так, прогулочница проспектная. Когда я вошла в эту избушку-приют, то поняла: если переживу ее, значит уже ничего не страшно. А из этих никто даже не вздрогнул и не всхлипнул, я искала в их глазах, как минимум, раздражение. Ни фига. Пошли искать дрова, готовить ужин, обустраивать свой немудреный быт, как будто и не в крохотной ледяной избушке придется им, 14-ти взрослым людям, спать. Дима, бывалый турист, чтобы поддержать меня, поведал, что вот он-де знавал настоящий дискомфорт, когда ты зимой, при низкой температуре, в палатке, без дров, когда нет еды и нечего выпить. А это - так, ерунда. В общем, они помогли мне это пережить. Их просветленные лица, веселые голоса, шутки и восторженные воспоминания о прошедшем дне переакцентировали меня, вернее, перепрограммировали. Ну что такое комфорт, когда вокруг грязный асфальт, чахлый клен и сажа вместо воздуха? Чистоту и красоту этих гор, надежность этих людей не затмит никакой дискомфорт. И довольно об этом…

За ужином праздновали День именинника. Между прочим, по-правдешнему – с подарками, хвалебными речами, глинтвейном и свечами. Именинников было трое – Люся, Дима и Леша. Вот так я и познакомилась с ними поближе. Помните, как на дне рождении Гоши в фильме «Москва слезам не верит»? Дни рождения у них уже прошли или только намечались, но вино, свечи, туристы были настоящими, а этот день - лишь повод ближе узнать друг друга. Потом были песни под гитару, блестящие глаза и суровые куплеты. Гитара переходила из рук в руки. Было тесно, но уползать наверх на свои полати не хотелось. Более того, хотелось на улицу, туда, где высокое небо с ярчайшей луной и звездами. У нас в Омске такие звезды бывают только в августе. Я уже не говорю о воздухе, о заснеженной тайге вокруг. Ну, в общем, посмотрите сами…

05.11.2009 г. Вчера вечером никому не хотелось спать, долго рядились, по какому времени будем жить и вставать по утрам. Ульяновск живет по Москве, у них с Уралом 2 часа разницы, с Омском 3 часа. А с утра запланировано было многое. Чтобы успеть всё, решили встать в 7.00. Одурманенные воздухом и глинтвейном, дежурные завели будильники по какому-то своему, четвертому, времени. Догадываетесь, чем закончилось? Женька Шелепов, ну тот, из Ущелья Грешников, был дежурным истопником. Ульяновцы, которые уснули по московскому времени, потом рассказывали: только легли, первый сон увидели, а тут ба-бах, подъем. На часах 3 ночи, печка гудит, дежурные черепками гремят. Значит пора. Встали, между прочим, на раз-два – слова против не сказали. Веселуха!

Таганай - на Откликном ГребнеТаганай - на Откликном Гребне

Пока готовилась каша, отцы-командиры, вернее, матери, планы составляли. Юля-то наша планов любит громадье. На 20 километров наплановала. Через Откликной Гребень в Долину Сказок, потом приют «Таганай» и на гору Три брата. На гору Круглица, что рядом с маршрутом лежит, решили не идти. Встречные группы туристов опять предупредили о коварстве ее камней и опасности восхождения. Вышли на улицу. Чудеса-а-а! Синющее небо, ослепительное солнце и манящие в разные стороны тропки. Выбирай любую. Хотелось пойти вверх. Катя-сталкер согласилась сводить, только предупредила, что это ровно в противоположную от намеченных планов сторону. Решили хотя бы вначале следовать намеченному пути. Легко – без рюкзачищ же – добежали до Откликного Гребня. Наболтались с ним вдоволь. Он ведь так называется за то, что отражает все слова. Тут наши планы и пошли наперекосяк. Надо было идти дальше, но красотища была такая, а Гребень такой приветливый, что пока мы всласть не надурачились и не налюбовались окружающим миром, собрать нас в кучу было невозможно. Да Юля и не собирала. У нее вообще с этого дня в глазах появилась какая-то легкая безуминка, которая не прошла и в поезде. Вот хочу на нее посмотреть сейчас, спустя время, неужели так и осталось?

Кстати, о всеобщей ненормальности. Ну, я как бы догадывалась, что в такие экстремальные походы ходят люди с гусачками, но что есть еще люди и с ведерком котят – нет. Так вот, есть в нашей омской подгруппе девушка с потрясающим оптимизмом и чувством юмора – Тоня Игнатенко. Она, кстати, из тех троих, «нешумаковских». Ей тоже тяжко пришлось, мы ж на Шумак не ходили! У Тоси в нагрузку муж шел, который постоянно всех смешил и продвигал такой нормальный армейский юмор. Этой паре, кстати, отвели «отдельный номер» в приюте – с приютчиком и его кошками. Когда после первой ночи ее спросили, сколько котов-то в помещении, она ответила, что все вокруг в котах, в общем, там их полное ведерко. Её тоже, видать, хорошо шибануло. После этого за ней так и закрепилось – Тося с ведерком котят.

Таганай - долина сказокТаганай - долина сказок

Так вот, мы полным составом – с гусачками и котятами – наконец-то оторвались от разговора с горой и пошли в Долину Сказок. … Тут я надолго застряла в тщетных попытках написать что-то достойное той красоты, которую мы увидели. Увы, мой язык, беспомощен... Придя в Долину Сказок и найдя её в зачарованном зимнем сне, у меня возникло одно ощущение: вот сейчас на поляну выйдет добрая фея – та, из «Сказки о Мертвой Царевне», коснется волшебной палочкой любого из этих застывших зверей, и всё придет в движение. Это было бы здорово: к нашим зверятам - да ожившую сказку. Но... столько чудесного еще ждало впереди, что мы не дождались феи, а пошли дальше.

Кстати, волшебство, или, если хотите, злое колдовство все же произошло. Наш сталкер Катя где-то пропустила тропинку на приют «Таганай», и мы начали медленно подниматься на опасную Круглицу. Но так как в этом месте всё было необыкновенным, непредсказуемым и необъяснимым, мы поверили в удачу, в доброту Таганая и надежность «живых» камней Круглицы. Ведь если бы сейчас произошло что-то непоправимое, то такие «чайники», как я, никогда больше не пошли бы в горы, а вы бы не узнали, какие чудеса и потрясающие ощущения горы дарят людям, почему туда тянет снова и снова, и почему раз полюбив их, вы не измените им никогда! Знаете, какая мысль пришла мне в голову? Помните, как пугали нас зимним Таганаем попутчики, приятели, интернет? А как рисковала Юля, беря «чайников», как страховалась она зимней палаткой, печкой, шила нам «фонарики» от глубокого снега, составляла подробный перечень необходимого инвентаря? Всё говорило о предстоящем тяжелейшем испытании – физическом и моральном. А Таганай нас пропустил!!! Пропустил, подарив теплую погоду, безветрие, потрясных попутчиков, уверенность в собственных силах и надежду на грядущие походы. Что такого необыкновенного есть в душах моих попутчиков, что Таганай их пропустил, как пропустила «мясорубка» Писателя в фильме Тарковского «Сталкер»?.. На этот вопрос еще предстоит ответить.

Круглица Круглица

А пока мы взбираемся на Круглицу, след в след. Саша, Катин муж, учит меня «зеленую», что сначала надо палкой камень проверить, потом осторожно ногу на него ставить, а уж потом переносить вес на ногу. Конечно, нам еще учиться и учиться. Таганай - на вершине КруглицыТаганай - на вершине КруглицыПосмотрите на наши лица на вершине Круглицы. Это того стоило! А видите туман внизу? Это не просто облачность над городом, это бренность нашего бытия. Там, наверху, смысл жизни кажется таким же ясным, как и небо вокруг. У нас там на Таганае столько разговоров философских завязывалось, что одним кислородным голоданием это объяснить сложно. На Круглице мы встретили группу, правда, совсем юных туристов, долго пытали их о потерянной тропке. Димка, когда увидел снизу, что нас на вершине вдруг стало вдвое больше, произнес: «Их ударило ключами, то есть, лучами, и они удвоились!» Поясняю. По легенде, из вершины Круглицы бьют какие-то необыкновенные лучи, то ли магнитные, то ли еще какие-то. Шибко полезны эти лучи для человечьего организма. И если не удвоились мы физически, то уж точно просветленье в мозгах наступило. Видите, как много я накатала страниц, а ведь прошло только 1,5 дня. То ли еще будет!

Услада с Иртышских береговУслада с Иртышских берегов

Обратная дорога всегда быстрее, тем более, что по вечерам всегда дают тушенку. Однако мы растянулись на километры. Заблудиться было сложно – протоптанные дороги, вешки на стволах и ветках деревьев, «турики» по бокам дорожки. Иди и наслаждайся окружающим миром! Суметь увидеть красоту вокруг, а не ноги впереди идущего человека меня научили мои земляки - Дима с Надюшкой. Они, последователи йоги, легко могли отвлечься от суеты, от общего психоза и массового восторга. Увидеть что-то неповторимое, индивидуальное, зафиксировать это и произвести на свет фотографию – произведение искусства - удается немногим. Я слышала от «шумаковцев» о сюжетах и качестве Димкиных фотографий. Слава Богу, такие люди есть рядом с тобой, и то, что не сумело слово, дополнит снимок. Дима с Надей брали с собой в поход еще одного проверенного туриста – карликового пуделя Ладу (по паспорту «Услада с Иртышских берегов», возраст 10,5 лет). Надо отдать ей должное – собака с трудностями справилась. Ни одного стона и упрека в глазах, ни одного чиха – настоящий боец.

Вечером составляли планы на следующий день. У кого-то остался нерастраченный запас адреналина. Таких потянуло дальше и выше – к скале Три Брата и метеостанцию с перспективой ночевки в палатке. А у кого-то нашлась бутылочка бальзама и спирта, Тося с Женькой принесли недопитый в поезде коньяк. В общем, все смешали, получили волшебный бурдомицин, выход адреналину был дан. Не все, конечно, злоупотребляли. Ульяновцы – настоящие фанаты природы и здорового образа жизни – предпочитают безалкогольный вариант. Тут в массовом сознании родилась идея узнать у каждого присутствующего, как он докатился до жизни такой, т.е. стал туристом, презирающем комфорт и гламур. Метафорой комфорта стало пианино. Это предложил Димка, которого родители пытали этим инструментом. Он сбежал от него – в результате появился турист Дима. Поэтому первый вопрос каждому: было ли в твоей жизни пианино?

Интервью моих товарищей - это отдельная история. Поучаствовать в интервью>>>

Каменная рекаКаменная река

06.11.2009 г. Но вернемся в «Гремучий ключ». Когда мы разделились, то наша подгруппа отправилась на Каменную реку, которую, говорят видно из космоса. Зрелище, доложу я вам, потрясное. Что за великан запустил эту реку в еловые берега? Камни, действительно, навалены так, будто катил их мощный поток. Двигаться через эту реку затруднительно. Естественно, здесь у всех добавилось несколько синяков, хорошо, что без травм. С рюкзаками было бы тяжко! Дошли до хребта Малый Таганай. Подниматься не стали. Подивились монументальности Божьего замысла. После встречи с природными объектами столь значительных размеров хочется помолчать и подумать о большом. Обратно шли молча - думали.

В этом месте моего рассказа давайте помолчим вместе. Дело в том, что мои блокнотные записи на этом заканчиваются. Вот и все! Расскажу еще, как на обратном пути пустили первой меня. И я тут же ошиблась в тропинке и повела всех по верхнему пути, где четыре (!) раза пришлось пересечь Каменную Реку, это с рюкзаками-то! Всю дорогу уговаривала Люсю защитить меня, если будут бить. А эти святые люди со всеми удобствами только улыбались…

Как я и предполагала, самое интересное в экстремальном походе – это люди. Я благодарна моим спутникам за то, что они поверили мне и позвали с собой, а также преподнесли мне несколько уроков выдержки и выживания. Более того, эта поездка, кажется, правильно сориентировала меня в выборе, перед которым я сейчас стою. Это знак…

А вы обязательно поезжайте на зимний Таганай! Походите по «живым» камням Круглицы, поговорите с Откликным Гребнем, подивитесь Каменной Реке. Может, вы дождетесь Добрую Фею, и она оживит Спящую Красавицу в Долине Сказок. И помните, если ваша душа чиста, а помыслы благородны, Таганай пропустит вас, показав свои самые лучшие уголки в чистоте первых осенних снегов.

Инна Згуровец

Понравился материал?

Нажмите кнопку «Поделиться…» чуть ниже.

Вход для пользователей

О пользователе Инна

Имя
Инна З.

Любимые виды спорта
Nordic Walking, Лыжный спорт

Йога - эффективный путь к здоровому образу жизни.

Йога в Омске - узнать где заниматься йогой в Омске>>>

Чем заполнить досуг интеллигентной женщине среднего возраста, у которой есть всё: хорошая работа, налаженный быт, взрослые дети?

В клуб по интересам?

Совместные вело-прогулки, соревно- вания для всех (независимо от пола, возраста и уровня физической подготовки), велотуризм... Что еще?>>>